Душевный настрой воспитателя
«Всякое воспитание – есть самовоспитание, и мы, взрослые, по сути, представляем собой не более чем окружающую среду для ребенка, который воспитывает себя сам, однако мы должны стать оптимальным окружением, чтобы, глядя на нас, он воспитывал себя так, как ему необходимо, воспитываться посредством своей внутренней среды».
Искусство Воспитания должно основываться на всеобъемлющем Знании о Ребенке. Душа ребенка, как снежное поле, и любой, кто пройдет, хочет того он или нет, оставит на нем следы. Поэтому, понимание того, что дети подражают не только внешним действиям, но и внутреннему настрою окружающих их людей, должно заставить каждого взрослого посмотреть НА себя, посмотреть В себя и спросить:
« А как я отражаюсь в ребенке?»
Детское Посольство – это место, в котором дети постигают основы человеческого бытия. Такой науке человек учиться только от человека. И от того насколько развит и одарен воспитатель, напрямую зависит красота взаимоотношений между ребенком и взрослым. Любовь к детям и любовь детей к Садовницам является важнейшим фактором здорового развития. Мы считаем, что только счастливый человек, живущий в мире с самим собой, несущий в себе уважительное отношение ко всему, что его окружает, может быть примером для ребенка. Во всем, что он делает и как он это делает, должна просвечиваться доброта, любовь, мудрость и осознанность. Взрослый человек живет своим внутренним миром. А ребенок, хотим мы того или нет, формирует себя, впитывая именно внутреннее состояние находящихся рядом с ним людей. Душевный настрой воспитателя очень важен. Какое настроение, какие идеи живут во взрослом?
Очень хорошо, когда воспитатель продолжает задавать вопросы к себе и своей жизни, когда ему интересен мир, его законы и тайны, и дети тогда своим существом чувствуют, что перед ними живой человек, ведь он в движении, в пути. Значимый взрослый являет ребенку образ Человека и действует очень глубоко на формирование личности. Кушать, спать, лежать на диване и смотреть телевизор могут даже животные. То, что живопись, лепку, пение и игру на музыкальных инструментах, рассказывание и показывание сказок, проведение праздников, рукоделие ведет один человек, имеет огромное значение на формирование полноты и целостности образа ЧЕЛОВЕКА, который должен в конечном итоге сложиться у ребенка. Да, это накладывает особую ответственность за уровень образования и кругозор педагога. Но только такая модель по настоящему честная и эффективная с педагогической точки зрения. Все мы хотим видеть наших детей разносторонне образованными. Но, к сожалению, чаще всего, не имеем возможности показать ребенку положительный пример в этом. Катастрофически мало в окружении наших детей разносторонне развитых личностей. Но обратить внимание на этот личностный фактор необходимо именно сейчас, когда столь распространен принцип работы на результат, в итоге чего все детские дошкольные учреждения превращаются в подобие института, куда приходят всякие «специалисты» преподавать музыку, английский, математику и прочее. Они знают только узкий предмет. Такой разброс ребенка между разными преподавателями, для которых самое главное это их предмет, а не ребенок – невероятно вреден для маленького ребенка. Уходит целостность.
Детское Посольство – это уникальное место, в котором каждый взрослый – это разносторонне развитый и хорошо образованный человек, для которого работа с детьми – это Служение. Служение людям. Служение добру. Служение миру. И в эти слова мы вкладываем все свое сердце и любовь.
Воспитатель – это самая важная профессия на Земле.
Наша Философия.
Я понимаю и ощущаю свою меру ответственности перед детьми за их первый опыт общения со мной, как с УЧИТЕЛЕМ. Я не подчиняю их себе, не заставляю и не наказываю. Я пряду более «тонкую» нить согласия, название которой – ДОВЕРИЕ.
Принимая их любыми: и хорошими и плохими, и послушными и непослушными, и удобными и неудобными, я не пытаюсь их переделать под себя. Я не идеал, а значит, не безусловный образец для подражания во всем и всегда. Поэтому я не заставляю ребенка быть похожим на меня. Я признаю за ним право на индивидуальность, право быть другим.
Он имеет право быть самим собой.
Я стараюсь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Я никогда не забываю, что передо мной не просто ребенок, а конкретный мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоциями. Воспитывать, обучать их надо по-разному.
Я всегда стараюсь следовать принципу, что если педагог ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, не хочет что-то выполнять или повторять, то он уподобляется врачу, который ругает больного за то, что он болен. Маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия моей педагогической деятельности в избранных мною методах работы с ним.
Я всегда помню, что мотивы ребенка отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
Если у меня возникают трудности в общении с ребенком, если мы не понимаем друг друга, я не спешу обвинять в этом его. Возможно, мы относимся к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслим, воспринимаем, чувствуем, т.е. дело не только в нем, но и во мне. ОН НЕ ПЛОХОЙ, А ПРОСТО ДРУГОЙ.
Я помню, что моя оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что я не заметил или не смог почувствовать.
Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на малыша. Это Я педагог, а не он.
К сожалению, нам ближе те, кого мы смогли научить. То есть мы любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, то виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить.
Для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Малыш не должен панически бояться ошибиться: чего-то не сделать или не правильно что-то сказать.
Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Надо стараться не вырабатывать у ребенка страха. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, свободу. Оно уничтожает желание учиться, да и просто душит радость жизни, радость познания. Поэтому, при первых неудачах не нервничаю сам и не нервирую ребенка. Пытаюсь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Я учусь вместе с детьми, объединяюсь с ними против объективных трудностей, становлюсь союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Дети должны чувствовать, что я сильнее, опытнее их и что в любой момент приду им на помощь, но вместо детей действовать не стану.
Главное – это умение использовать знание, а не собственно знания. Поэтому, образование в нашем понимании это не передача знаний детям, а совместное освоение различных дисциплин на личном опыте. Везде, где возможно, я стараюсь не преподносить детям истину, а находить ее, всячески стимулирую, поддерживаю, взращиваю самостоятельный поиск ребенка. Я считаю, что процесс важнее результата. И я создаю условия для развития познавательного интереса детей.
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. Ничему научить нельзя. Можно лишь научиться самому.
Я никогда не забываю, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью я сделал: НЕ НАВРЕДИ!
Я не всезнайка. Поэтому и не буду пытаться быть им.
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому, я буду открыт любящим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
Я делаю ошибки, они свидетельствуют о том, что я – живой человек и могу ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
Приятно чувствовать себя начальником, полагая, что знаешь ответы на все вопросы. Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы в определенных случаях уметь защитить от себя детей.
Я научился почти всему, что я знаю на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
Я не могу сделать так, чтобы все страхи, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчить удар.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
В своё время к нам в руки попали ключи от учительского счастья, которыми с нами поделился замечательный педагог Шалва Александрович Амонашвили. С их помощью мы открыли путь ко многим тайнам становления маленького человека. А теперь мы с радостью делимся ими с вами, так как Вы, родители, самые главные Учителя для своих детей.
Ключи к учительскому счастью.
Ты — учитель, носитель света, добра, высшей любви, художник жизни. Ты служишь сотворцом, соработником у Бога. Помни, что радость воспитывается радостью, благородство — благородством, любовь — любовью, личность — личностью.
Ребенок есть явление в твоей жизни. Он родился потому, что он должен был родиться. Ребенок — носитель истины, смысла жизни. Ты тоже смысл жизни, тоже явление. Люди, которые тебя окружают — тоже явление. Каждый несет свою миссию. То, с чем ты родился, есть подарок Бога. То, с чем ты умрешь — твой подарок Богу.
Ребенок — великая сила природы. Он устремлен к развитию и взрослению. Ребенок — явление, миссия, энергия.
Законы твоей педагогической жизни: любить ребенка преданно, искренне, без оглядки, таким, какой он есть. Понимать и принимать личность ребенка такой, какая она есть. Ты — убежище и надежда, ты — укрытие для его беззащитной души. Восполнись оптимизмом и верой по отношению к любому ребенку. Твой оптимизм — великая сила.
Доброта и щедрость учительской души, искренность — самое действенное в воспитании ребенка. Будь прост и искренен.
Принципы учителя: очеловечивать среду вокруг ребенка. Я работаю волшебником. Утверждать личность в ребенке. Единственную, неповторимую. Восполнится творящим терпением. Учитель все терпит, но творит и созидает.
Мудрости учителя: утверждающий богат, отрицающий беден. Любовь есть высшая правда. Радость — особая мудрость. Не самому знанию надо учить, а счастью знания, слиянию с высшим. Не самой красоте, а счастью красоты. Не самой любви, а счастью любви. Самое лучшее знание — в твоем сердце.
Учитель — ученик своих учеников. Он половинка каждого из них. Знает их так, как знают беспредельность. Растит их, как яблоко растит семя. Откуда эта педагогика? Учитель черпает ее из звездного неба. Где же оно, это небо? В нем самом…
Клятва хранителей детства
Мы знаем, что есть клятва врачей, которые по профессии своей касаются тел человеческих, в Детском Посольстве есть такая клятва и у взрослых, руки и сердце которых, касаются не только тел, но и душ человеческих.
Я, добровольно выбрав для себя путь хранителя детства и находя в нём свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь: любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.
Клянусь: не вредить детям, не вредить Ребёнку.
Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми.
В Детском Посольстве на первом месте не знания, умения и навыки, а движения души, уровень нравственности и степень интереса к процессу познания.
В предыдущих статьях мы много говорили о том, как важно родителю знать не только уровень владения педагогом предмета, но, в первую очередь, понимать основы его мировоззрения. Мы надеемся, что вам удалось почувствовать наши взгляды на воспитание и образование детей. И если они вам близки, то мы будем искренне рады быть вам полезными.