Трапеза

Дети – это благодарность!

В наше время, к сожалению, утрачивается важнейшая человеческая добродетель – благодарность и блогоговеянное отношение ко всему, что дается и дариться человеку. А ведь эти качества – основа нравственной жизни человека, основа личности. Воспитывать в детях эти замечательные качества можно через очень простые вещи, в том числе и через совместную трапезу.

В Детском Посольстве совместная трапеза – это всегда праздник. Нарядная скатерть и салфетки, красивые столовые приборы и обязательно зажженная свеча. Перед едой мы поем благодарственную песню и желаем друг другу приятного аппетита. Так же и по окончанию трапезы мы произносим благодарственные слова. Пища, принятая в состоянии умиротворения и благости целительна для любого человека, а тем более для растущего ребенка.

В течение года на столе всегда свежие продукты, овощи и фрукты. С биодинамических ферм нам привозят зерно, молоко, орехи и мед. Все детское меню продуманно и сбалнсированно. Питание должно быть здоровым, потому что оно напрямую влияет на формирование детей, даже в большей степени, чем образование. «Я то, что я ем».

Очень важно отметить, что в Детском посольстве дети сами активно и с большим удовольствием участвуют в приготовлении еды. Мы считаем, что очень полезно, чтобы они видели, как готовиться пища. Все происходит естественно, как дома. Мы замешиваем тесто и печем вместе с детьми печенья, булочки и настоящий хлеб. Причем муку для пирогов дети мелят сами на ручных мельницах. Очень любят дети перебирать крупу для каш, готовить винегрет и мюсли, намазывать маслом бутерброды, отжимать соки из фруктов и овощей, заправлять ароматными приправами супы. Малыши сами накрывают на стол, расстилая скатерть и салфетки. Они расставляют тарелочки, готовят столовые приборы, нарезают бумажные салфетки.

Одно из самых любимых занятий детей – это мытье посуды. Каждый ребенок после трапезы убирает за собой салфетку, моет свою тарелочку и чашечку. Это особый ритуал, доставляющий детям огромное удовольствие.

Приходите в Детское Посольство, РАЗДЕЛИТЕ С НАМИ ТРАПЕЗУ!

Маленькая утренняя зарисовка по теме.

Начинается утро. Садовница, еще до прихода детей, одевает красивый фартук и организует свое рабочее место. Она все делает плавно и красиво, что называется, с душой, своими жестами, своими добрыми мыслями заранее создавая приятную рабочую атмосферу. И это очень важный момент – создать соответствующее настроение. На столе для приготовления еды лежат: разделочная доска, маленькие ножи в чехольчиках, поднос с овощами и зеленью, баночка с крупой, мерные ложечки, терки, миска для очисток и несколько прозрачных тарелочек. На застеленной узорчатой салфеткой полянке стоит глиняный горшочек для угощений. На соседнем столике приготовлены два подноса-кораблика. Один для чашечек под морс, а другой под мисочки для фруктового салата для второго завтрака.

Для детей справа и слева от места воспитателя стоят стульчики и лежат маленькие деревянные дощечки. На высоком столе вне досягаемости детей «живет» электрическая печка, на которой греется кастрюлька и горшочек для каши. Рядом с ней полочка со специями, растительными маслами, горшочек с медом, баночки с вареньем и гирлянда с сушеными травами. Все должно быть продумано до мелочей, удобно и эстетично.

Садовница заранее моет и вытирает овощи и выкладывает их красиво на поднос, застеленный льняным полотенцем, ставит медный тазик с водой на низкий столик рядом со своим стулом и начинает готовить еду. Первым делом, надо помять в прозрачном кувшине ягоды для морса, чтобы они успели настояться и поставить печься хлеб к обеду.

Малыши по одному заходят утром в группу с корзинками, в которых лежит либо яблоко, которое они принесли из дома, либо груша, киви, мандарин и опускают свои фрукты в приготовленный тазик с теплой водой, с удовольствием моют им спинки, бока и животики и сами выкладывают уже чистыми на большое красивое блюдо. Вытерев ручки, кто-то из них сразу бежит к игровым домикам, лошадкам – качалкам, сухому бассейну, а кто-то хочет уже помочь потолочь ягодки или порезать свои фрукты. Садовница берет с блюда яблоки и начинает красиво срезать по кругу с них кожуру, опуская ее в прозрачный кувшин, а очищенные фрукты разрезает пополам или еще мельче и кладет ребенку на доску, после чего можно дать ему специальный ножик, вынув его предварительно из чехольчика. Малыш режет фрукт кусочками и складывает в прозрачную тарелочку. Когда фрукт весь порезан, ребенок раскладывает по одному кусочку в тарелочки для салата для каждого ребенка, которые заранее приготовлены на подносе – это будут угощения ко второму завтраку. Кто-то из детей уже может это делать самостоятельно, а кому-то надо помочь разложить всех фруктов всем поровну, никого не обидеть. Оставшиеся кусочки опускаются в горшочек для угощений, который стоит на укрытой салфеткой полянке. Из него можно брать маленькие сюрпризики во время игры. Если малыш подошел к горшочку, а он уже пустой, то, как правило, он с удовольствием садиться резать новый фрукт, раскладывает его по тарелочкам, а оставшимися кусочками пополняется горшочек. Когда фрукт маленький, случается, что не для каждой тарелочки хватает кусочков. Тогда кусочки разрезаются еще на половинки, чтобы досталось всем друзьям. Кожуру апельсина, косточки из разных фруктов убираются по лукошкам сушиться на окошко. После сушки они пополнят ассортимент детского магазина или ими будут наполнены ароматные бельевые мешочки для детских корзин в раздевалке.

В кувшин с толчеными ягодами добавляется листик сушеной мяты, душицы немного меда или тростникового сахара и горячая вода, после чего он настаивается в сторонке, укрытый теплой грелкой, сделанной вместе с детьми из валяной шерсти.

Наступает время готовить суп. С песенкой «Хозяйка однажды с базара пришла» садовница начинает чистить овощи и, не спеша, нарезает их в тарелочку отдельными аккуратными горочками. Дети постарше тоже помогают морковке «снять одежду» и на маленькой терке натирают ее. Приготовленные овощи опускаются в разогретую кастрюльку с домашним топленым маслом. А пока они тушатся самое время для вкусняшки- кашки. С песенкой «Кашка-малашка ты так хороша» открывается баночка с крупой. В каждый день недели готовиться своя каша. Дети любят возиться с сыпучими продуктами и в этот момент обязательно кто-нибудь из детей подходит помогать насыпать в чашечку мерной ложечкой зернышки и пересыпать ее в глиняный горшочек, в котором каша будет готовиться. Это занятие особенно нравится активным детям.

Заливаем крупу кипятком и через пять минут, поменяв воду, ставим на печечку готовиться. Время определяем по песочным часам, за которыми любят наблюдать все дети. Можно добавить туда топленое масло, корицу, кардамон и немного куркумы. Кашка получается всегда очень красивой, ароматной и вкусной. Все дети кушают ее с большим аппетитом. По желанию они добавляют в нее за завтраком изюм, кедровые орешки и мед.

Перед завершением работы за кухонным столом разливаем компот по чашечкам, процеживая его через ситечко. При этом смотрим, какого красивого цвета он получился, и слушаем – какую песенку споет сегодня журчащая водичка для каждой чашечки? Эту работу можно поручать старшим детям. Им нравится продавливать густой ягодный сок сквозь сито и выверять для компота ровно половину чашечки.

Приготовление еды при детях дает им великолепные и ни чем не заменимые импульсы для их свободной игры, которая параллельно разворачивается в игровой. Девочки, наблюдая реальную работу садовницы, сами в это время натирают на терках цедру и каштаны в домике для своих кукольных детей, а группа ребят со стола – корабля запасает еду, покупая ее в магазине у малышей, и перевозят ее на тележках в трюмы. Время от времени кто-то выходит из игры, чтобы поучаствовать в рабочем столе садовницы или просто взять вкусный кусочек из горшочка. Как правило, в течение часа почти каждый находит себе занятие в процессе приготовления еды за рабочим столом садовницы. Но только кто-то задерживается надолго, а кто-то, только на несколько минут. В любом случае весь процесс приготовления еды в присутствии детей невероятно целителен для них. И честно говоря, вся приготовленная так еда заметно отличается по вкусу в лучшую сторону, от привезенной с фабрики-кухни. Домашняя еда – это домашняя еда!!!

Когда суп уже почти готов воспитательница ставит кастрюльку в печечку доходить. Туда же отправляется горшочек с кашей. К этому моменту в группе стоит приятный и аппетитный аромат. Осталось порезать свежие овощи на обед. Несколько кружочков огурчика, перца, капусты красиво разложим на тарелочках, а с мини-огорода на подоконнике сорвем перышки зелени и лука. Тарелочки накрываются салфеткой и отставляются до обеда.

Использованную посуду складываем в один тазик. Дети берут тряпочки и вытирают со стола крошечки, собирая их в мешочек на корм птичкам. Использованные тряпочки полощутся в тазике с теплой водой, отжимаются и кладутся на батарею сушиться. Садовница красиво складывает скатерть и снимает фартук.

На приготовление еды уходит примерно час времени. Никаких посторонних разговоров. Вся работа выполняется очень аккуратно, неторопливо и с добрым чувством. Каждый овощ садовница берет в руки как драгоценность, кожура счищается ровной лентой очень бережно, чтобы получилась спиралька. Продукты нарезаются разными кусочками – кубиками, соломкой, кружочками. На весах отмеряем поровну красиво нарезанного лука и моркови, свеклы и капусты, положив их каждого на свою чашу. Малыши с интересом участвуют во всем процессе приготовления еды. Каждый из фруктов и овощей можно потрогать, понюхать, посмотреть, что спрятано внутри и удивиться, ведь, скажем, внутри яблока живут в домике семечки, а в кружочке морковки на просвет видно солнышко. Весь процесс получается, по настоящему, творческий. Еще раз повторимся, что в результате такой совместной работы еда получается очень вкусной, дети съедают ее за завтраком и обедом с большим удовольствием.

Самое ценное для детей – это не результат. Результат важен для взрослых, а для малышей важен процесс. И, в этом смысле, совместное с детьми приготовление еды, очень обогащает детей, питая их, и в прямом и переносном смысле и новыми впечатления, и новыми умениями, и, конечно, новыми вкусами, ароматами и витаминами.

Приятного нам всем аппетита!

P.S.: Это один из примеров как в Детском посольстве мы удачно совмещаем полезное с приятным, грамотно организовывая свою совместную с ребенком деятельность. Ведь в процессе такой, обычной, на первый взгляд, работы, как много можно дать детям живой, а не сухой книжной информации. Как быстро и с интересом все малыши осваивают полезные навыки, если суметь подойти к повседневным делам творчески. Учёными доказано, что совершенно по разному протекают процессы в головном мозге ребенка, если, с одной стороны, мы показываем ему три нарисованных яблока в книжке и просим выбрать большее из них или посчитать или назвать цвет и, совсем другой процесс, когда перед ребенком лежат натуральные объемные фрукты, которые можно потрогать, понюхать, попробовать и даже приготовить из них что то вкусное для друзей. Их тоже можно посчитать, поговорить об их цвете и даже оттенках, форме и размере и это будет более естественная форма обучения, и, по большому счету, единственно оправданная с точки зрения и психического и физического здоровья наших детей. К тому же, информация, которую получает ребенок в процессе деятельности, а не в результате сидения на стуле за книжкой более объемная, интересная, увлекательная и полезная. Такой способ познания мира можно назвать живым и здоровым. Конечно, проще, купить книжку или прописи, открыть их перед ребенком, озвучить картинки, попросить обвести, закрасить и закрыть их с чувством выполненного перед будущим ребенка долга и совсем другое дело – это с умом организовать свою работу и позволить малышу участвовать в своих домашних делах, обогащая параллельно его и новыми знаниями и полезными умениями. Тем более, что так преступно с точки зрения здоровья детей распространенная в последнее десятилетия школьная модель организации обучения малышей, практически в долгосрочном периоде бесполезна. Полученная не естественным с точки зрения физиологии и психического развития детей информация бесполезна, они не могут ее использовать. Мы не будем сейчас углубляться в эту тему, скажем только, что в Детском посольстве мы выбираем не самый легкий с технической стороны, но самый лучший, полезный и здоровый с точки зрения развития наших детей путь. В этом выборе есть правда.

Такой подход к взаимодействию с ребенком качественно отличает Детское посольство от широко распространенных подходов к обучению детей. И он характерен для всех посольских занятий.

Да, он действительно более энерго затратен для взрослого, требует особой подготовки и высокой профессиональной квалификации педагогов. Но мы, считаем, что в деле воспитания и обучения детей не должно быть штамповки. У нас педагоги не прячутся за названиями используемых ими методик. На первом месте личность самого воспитателя, его жизненный опыт, его интересы и увлечения. Важны нюансы, насколько плавно он двигается, красиво и правильно говорит, насколько он доброжелателен и открыт к миру и людям. Все это будет «питать» ребенка. Ведь, прежде всего, в свои ранние годы ребенок учиться человеческому земному бытию. А у кого он осваивает эту нелегкую науку? Дети учатся не только на тех сорока-пяти минутных занятиях, в течение которых длиться урок, а ежесекундно, буквально «впитывая» все впечатления от мира, от внутреннего состояния окружающих его людей и от внешнего их восприятия. Поэтому, живя рядом с ребенком, мы должны настраивать себя как инструмент, на чистое красивое звучание.

Мы не детей должны подгонять под стандарты методик и педагогических систем, а методики выбирать в соответствии с особенностями каждого ребенка. В этом наша твердая позиция. Такая философия организации обучающего процесса, такие высокие требования к воспитателю изначально не предполагают массового тиражирования. Все должно быть продуманно до мелочей, и в тоже время, быть очень подвижным, легким и живым.